Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Про франшизы

Мастер-франшиза – возможность для предпринимателя открыть бизнес под известным брендом и продавать франшизу другим предприятиям, зарабатывая не только на своих предприятиях, но и платежах от субфранчайзи. Правообладателю же мастер-франшиза позволяет расширить бизнес, улучшить узнаваемость бренда и получить дополнительный доход при минимальных затратах.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

Определение понятия и приобретение бизнеса

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостаткиМастер-франчайзинг – одна из форм франчайзинга, основанная на взаимодействии 3 сторон. В отличие от франчайзинга, когда ответственность по всем заключенным франчайзи договорам несет правообладатель, мастер-франчайзи имеет право на самостоятельное открытие торговых точек и передачу прав субфранчайзи. При этом его полномочия ограничены заранее оговоренной территорией – страной или регионом.

Чаще всего такую форму ведения бизнеса выбирают международные компании, чтобы продвинуть свой бренд на новом рынке. Однако есть примеры успешного использования «золотых» франшиз и отечественными компаниями.

Чтобы приобрести мастер-франшизу, необходимо заключить договор с правообладателем выбранной компании, в котором будут четко указаны права и обязанности предпринимателя, а также все условия сотрудничества. Некоторые бренды практикуют открытие экспериментального образца – это помогает им увидеть картину развития бизнеса и обезопасить себя от провала.

Основная рекомендация перед покупкой «золотой» франшизы – оценка собственных сил и возможностей. Важно учесть, что при данной форме ведения этого бизнеса вся работа по его развитию и поддержанию деятельности в стране или регионе ложится на мастера-франчайзи.

Поиск партнера осуществляется на международных торговых площадках и выставках или специализированных сайтах, продвигающих такие проекты.

Почему «золотая»?

«Золотая» или мастер-франшиза – трехстороннее сотрудничество, которое заключается в передаче франчайзером (правообладателем) мастеру-франчайзи прав на открытие единого представительства, представление бренда и продажу товарного знака и франчайзинговых пакетов от лица головного офиса на территории определенного региона или страны.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостаткиДокументальным подкреплением мастер-франшизы служит договор коммерческой концессии, в котором четко ограничено время и территория сотрудничества.

Подобный принцип работы удобен для крупного бизнеса, когда у головной компании нет возможности уделять необходимое количество времени и сил на управление партнерами за пределами страны или региона. Продажа мастер-франшизы позволяет переложить ответственность на франчайзи и только время от времени проверять свои точки.

Выгода мастера-франчайзи заключается в возможности заработка на продаже франшизы и получении части паушального взноса и роялти за операционное управление.

Условия зависят от конкретного случая и договора, но общие принципы именно такие.

Преимущества и недостатки

Работа по мастер-франшизе начинается с заключения ряда договоров, в которых четко указаны условия сотрудничества, не позволяющие представителю выйти за рамки установленной правообладателем политики.

Преимущества такого формата сотрудничества для мастера-франчайзи:

  • получение эксклюзивных прав на представительство бренда;
  • возможность самостоятельно решать кому продавать франшизу и устанавливать условия для партнеров;
  • получение опыта, бизнес-модели, инструкций к работе, маркетингового плана и известного бренда при минимальных трудозатратах;
  • отсутствие конкурентов в пределах одного бренда;
  • возможность получения прибыли с новых субфранчайзи;
  • поддержка головной компании из-за границы.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостаткиПри всех достоинствах такого сотрудничества у него есть и недостатки:

  • В первую очередь это строгий отбор франчайзи и жесткие условия соблюдения единых стандартов качества, оформления коммерческого предложения и структурирования бизнеса.
  • Официально представлять крупную компанию в стране может не каждый. Это проект не для начинающих предпринимателей, необходимо иметь большой опыт в данной сфере, хорошую репутацию и определенный капитал.
  • Обладателю мастер-франшизы необходимо контролировать соблюдение инструкций, маркетингового плана всеми субфранчайзи, т. к. именно на него будет накладывать санкции головной офис в случае несоответствия официальным стандартам.
  • Из-за того, что головная компания отходит в сторону, предоставляя партнеру право заниматься всеми вопросами развития бизнеса, ответственность перед субфранчайзи несет обладатель мастер-франшизы. Это значит, что все возможные проблемы, например, с поставщиками, решает он, что может повлечь убытки и издержки.

Важно! В сфере общепита могут возникнуть трудности со ввозом продуктов из-за границы, что приведет к серьезным для партнера затруднениям, в том числе потере денежных средств и времени.

Развитие в России

Франчайзинг актуален в любой стране мира. Рынок франшиз в России постоянно развивается – множество регионов позволяет развить любой бизнес, поэтому и отечественные компании предлагают мастер-франшизы.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

  • Один из примеров – российская компания «Розовый кролик», которая занимается продажей интим-товаров. Первый магазин бренда появился в 2008 г. Компания предоставляет мастер-франшизы на регион, по договору у партнера есть возможность открыть филиал тренинг-центра на сопутствующую тематику.
  • Компания Happy Life занимается продажей мобильных термо рюкзаков. Фирма была основана в 2014 г. и сегодня имеет 4 представителей, франчайзи могут продавать термо рюкзаки оптом.
  • Go! Кофе – еще один пример успешного использования мастер-франшиз в России. Компания, которая занимается организацией кофеен, была открыта в 2013 г. и сегодня имеет около 90 точек. Партнеры получают мастер-франшизу на регион, в котором могут открывать кофейни.

За рубежом

Рынок мастер-франшиз на Западе развит гораздо лучше. Многие зарубежные бренды давно представлены во всем мире, их имена известны, а продукция пользуется большим спросом.

  • Хороший пример мастер-франшизы – испанский бренд Bershka, который занимается продажей одежды для женщин и мужчин разных возрастов. Компания появилась в 1988 г.
  • Американский бренд Victoria’s Secret, под которым продается женское нижнее белье, основан в 1977 г. Чтобы купить мастер-франшизу этой компании, нужно заплатить от 2 млн 300 тыс. руб., а договор предполагает открытие бутика площадью не менее 30 кв. м.
  • Еще одна популярная американская франшиза, основанная в 1945 г. – сеть магазинов Baskin Robbins, в которых продаются торты и мороженое. В России эту мастер-франшизу представляет АО «БРПИ».

Справка. По «золотой» франшизе в России работают и такие компании как, например, Subway, Helen Doron и Coca-Cola.

Еще не представленные в России

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостаткиТренинги, курсы и семинары, которые начали активно проводиться в России с начала XXI в., помогли и молодым, и уже опытным бизнесменам существенно повысить профессиональный уровень. Предприниматели осознали преимущества покупки франшиз и открыты для сотрудничества. Все это обуславливает интерес многих зарубежных компаний к развитию своего бизнеса в России.

Так, чешская компания BodyBody, которая сейчас имеет 6 точек, дает возможность открыть фитнес-клуб и обеспечивает всю необходимую помощь в поиске клиентов, а испанский бренд Double Agent, под которым работают более 40 магазинов в Мадриде и Барселоне, предлагает открыть магазин молодежной одежды и гарантирует бесперебойные поставки товара и сопутствующую консультационную помощь.

В развитии бизнеса в России также заинтересованы:

  • португальская фирма BodyConcept (имеет около 50 точек в Португалии, Бразилии и Польше) предлагает открыть салон красоты, где клиенты смогут избавиться от морщин, лишних волос или решить проблему ожирения;
  • фирма из Португалии DepilConcept (под брендом работает около 40 салонов), основное направление – услуги депиляции;
  • чешская компания Extra services (имеет около 35 филиалов) специализируется на оказании бытовых услуг, например, грузоперевозки или помощь в переезде;
  • компания из Люксембурга Flash (48 представительств Люксембурге, Франции, Марокко, Турции и в других странах) занимается транспортными перевозками;
  • компания MAUI WOWI HAWAIIAN (более 450 точек в США, ОАЭ, Египте и не только), открытая в 1982 г., предлагает бизнес по продаже кофе и коктейлей, приготовленных по гавайским рецептам.

Многим зарубежным компаниям интересно продвигать бренд именно в России по мастер-франшизе.

Показатель успешного сотрудничества

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

  • Яркий пример успешного сотрудничества по мастер-франшизе – открытие Александром Никифоровым в 2000 г. в Перми ресторана фастфуда британского бренда Southern Fried Chicken (SFC). Сегодня А. Никифоров – владелец 25 заведений SFC, а компания в поиске 7 региональных партнеров, готовых приобрести мастер-франшизу.
  • В этом случае интересен и пример участия в бизнесе франчайзера. SFC – семейный бизнес, основанный в 1970 г. А. Визерсом, которым сегодня владеет его сын Э. Визерс. Он внимательно следит за работой партнеров и четко ее контролирует, например, регулярно приезжает в каждое из 700 открытых в 70 странах мира заведений, чтобы лично проверить соблюдение стандартов качества.
  • Также известен случай, когда Визерс изменил имя и внешность и устроился в одно из своих кафе в качестве рядового сотрудника, что позволило ему выявить недостатки работы.

    Примечательно и то, что процесс работы Визерса в кафе снимался скрытой камерой, а после был показан в популярном британском шоу «Босс под прикрытием». Эта передача имела большой успех и оказала положительное влияние на развитие компании.

  • Среди отечественных компаний примером успешного использования мастер-франшиз служит сеть магазинов «Пятерочка» – она осваивает регионы, открывая представительства под управлением мастер-франчайзи. Это позволяет упростить операционное управление компанией, сократить штат менеджеров и улучшить качество обслуживания.

Неудачного сотрудничества

Наряду с примерами успешного сотрудничества по мастер-франшизам, бывают и случаи неудач. Так произошло, например, с американской сетью ресторанов быстрого питания Subway.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостаткиКомпания появилась в 1965 г. и сегодня ее представительства есть в 112 странах мира – только в России компания работает с 1994 г. и имеет более 650 точек.

На первый взгляд кажется, что все складывается благополучно, но многие предприниматели со временем перестают сотрудничать с компанией.

Так, в 2014 г. в Subway Russia пришло письмо от партнеров, владеющих 80 ресторанами, в котором говорилось, что им были навязаны невыгодные закупочные цены. В результате этого инцидента выплата роялти была на некоторое время заморожена. Несмотря на то, что владельцы не хотели, чтобы информация о проблеме стала общеизвестной, она была быстро растиражирована в СМИ.

В мае 2019 г. на сайте avito.ru было опубликовано объявление о продаже пермского ресторана Subway в связи с переездом владельца, а в апреле 2019 г. в Перми было закрыто еще 2 кафе Subway, что объяснили высокой стоимостью аренды.

Даже у уже легендарной компании «Пепси», которая существует с 1898 г., в 90-е гг. XX в. были проблемы с развитием в России, обусловленные кризисом и несостоятельностью отечественных предпринимателей.

К сожалению, бывают случаи, когда покупатели мастер-франшизы не могут контролировать бизнес, что ведет к закрытию некоторых точек и оказывает негативное влияние на репутацию бренда.

Что делать перед покупкой?

Покупка мастер-франшизы требует серьезной подготовки:

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

  • В первую очередь необходимо серьезно отнестись к выбору фирмы для сотрудничества, исходя из собственного опыта и практических знаний.
  • Также важно оценить время работы компании на рынке, учесть наличие представительств в других странах и регионах – много работающих партнеров дают уверенность в успешности бизнес-модели фирмы.
  • Перед заключением договора следует оговорить степень участия в бизнесе головной фирмы и максимально подробно обсудить все, что касается финансовых условий и вложений.

Важно! Оптимальный подход – использовать помощь аналитиков, которые изучат целесообразность проекта, сделают подробный анализ рынка и оценят все ключевые факторы.

Зачем нужна правообладателю?

В первую очередь франчайзер получает доход, сопоставимый с продажей нескольких франшиз, сэкономив при этом время и сократив затраты.

Мастер-франшиза позволяет масштабировать бизнес, увеличить общую прибыль и распространить сеть в странах и регионах, в которых правообладатель не может или не хочет работать или не имеет опыта и знаний о работе рынка. Все это достигается посредством делегирования прав на управление бизнесом франчайзи с опытом работы на конкретной территории и способному максимально эффективно внедрить бренд на ней.

В теории у правообладателя может даже не быть солидного капитала – при условии интереса к бизнесу все вложения в его развитие будут идти от франчайзи. Это говорит о том, что мастер-франшиза позволяет заметно сэкономить за счет снижения издержек и финансовых рисков.

Как подготовить к продаже?

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостаткиПроцесс практически полностью совпадает с продажей франшизы. Правообладатель может предлагать такой же пакет услуг, дополнительно включив в него возможность эксклюзивного представительства компании в конкретной стране или регионе.

Основной и самый сложный этап – выбор франчайзи, у которого должен быть не только достаточный для развития бизнеса капитал, но и опыт в соответствующей сфере.

Если франчайзер доверит развитие своего бизнеса профессионалу, заранее просчитает риски и грамотно заключит договор, ему можно будет принимать минимальное участие в развитии компании, не боясь возможных трудностей.

Мастер-франшиза – один из способов развития бизнеса. Сегодня в России представлены в основном зарубежные мастер-франшизы, а вот отечественных брендов за рубежом практически нет – конкурировать с европейскими и американскими брендами, известными еще с XX в., непросто. Но франчайзинговый рынок активно развивается и уже прослеживается тенденция продаж мастер-франшиз в регионы.

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий