Сейчас многие задумываются о собственном бизнесе. Но, чтобы раскрутить новый бренд и сделать его широко узнаваемым для большинства потенциальных потребителей, нужно располагать немаленькой суммой денег, знаниями и потратить на это не один год. При отсутствии необходимых ресурсов лучше рассмотреть предложения об аренде популярного товарного знака.
Франшиза — что это?
Форма делового сотрудничества, когда известная компания передает право на использование своей торговой марки и бизнес-модель начинающему предпринимателю, называется франчайзингом. При этом фирма с узнаваемым брендом и большим опытом работы на рынке – это франчайзер, а потенциальный бизнесмен – франчайзи. Проще говоря, франчайзинг – это возможность открыть свой магазин под вывеской популярного бренда.
Франшиза простыми словами — это такой объект договора франчайзинга, который включает права пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера в торговле или иной сфере бизнеса, а также другие условия, что необходимы для создания и ведения своего дела.
Важно! Благодаря франшизе, можно приобрести рентабельный бизнес и опытного партнера-франчайзера, который готов оказать помощь начинающему бизнесмену, так как материально заинтересован в прибыльности его дела.
Что такое роялти и паушальный взнос: определение
Паушальный взнос – это одноразовый платеж при приобретении франшизы, оплачивается известной компании за выход на рынок под ее товарным знаком. Его размер определяет франчайзер, как правило, это 20-25% от стоимости франшизы. Сумма паушального взноса зависит от тех средств, которые владелец торговой марки потратил на:
- маркетинговые исследования;
- рекламу;
- оборудование новой точки;
- обучение персонала, нанятого франчайзи и других факторов.
Покупка франшизы может быть, как с паушальным взносом, так и без него.
Роялти – периодические (чаще всего ежемесячные) выплаты владельцу бренда. Фактически это плата за использование торговой марки, логотипа и другой символики, благодаря которым франчайзи выгодно отличается от конкурентов. Подобное вознаграждение способствует:
- дальнейшему развитию товарного знака, его продвижению;
- рекламному сопровождению;
- разработке и внедрению новой продукции.
Сумму роялти и схему выплат устанавливает франчайзер. В основном их размер рассчитывается как процент от выручки, но может быть и фиксированная сумма.
При покупке франшизы в торговле чаще всего роялти отсутствуют. Для франчайзера выгодно, чтобы франчайзи закупили у него больше товара и реализовали его через свои магазины. Поэтому часто роялти включены в цену закупки товара.
Типы франшиз
В зависимости от степени свободы ведения бизнеса, франшизы бывают следующих типов:
- Классическая (стандартная). При ее приобретении оплачивается паушальный взнос и роялти. Франчайзер строго контролирует соблюдение правил и требует периодически предоставлять отчет о деятельности фирмы-франчайзи. Подходит для начинающего бизнесмена.
- Свободная. При приобретении франшизы этого типа также оплачивается паушальный взнос и роялти, но в минимальном размере, а предпринимателю предоставляется возможность самостоятельно принимать решения. Франчайзер практически не вмешивается в его работу и строго не контролирует, при этом предоставляет право на товарный знак, получение бесплатных консультаций и скидки при закупке продукции.
- Под ключ или серебряная. Франчайзер создает филиал фирмы под своим брендом и продает его, т. е. предприниматель получает полностью готовый бизнес. Владелец товарного знака не вмешивается в работу франчайзи, но претендует на часть его прибыли.
- В аренду. Как и при франшизе «под ключ» владелец торговой марки открывает филиал, но не продает его, а сдает в аренду франчайзи. Арендатор управляет точкой и ведет ее дела, получая при этом процент от прибыли. Фактически он является просто управляющим.
- Мастер-франшиза или золотая. Покупая этот тип франшизы, франчайзи приобретает право на развитие товарного знака в пределах определенной территории и под контролем франчайзера. Предприниматель также получает преимущество работать в регионе единолично, самостоятельно открывать новые филиалы и передавать франшизу в субфранчайзинг.
- Корпоративная. В этом случае франчайзи строго ограничен в принятии решений. Франчайзер владеет активами и контролирует ведение бизнеса. Особым условием в договоре является запрет на его аннулирование и создание на этом же месте фирмы под своим брендом.
- Импортозамещающая. Подразумевает производство импортных товаров под отечественной торговой маркой, т. е. когда российская фирма приобретает права на технологию зарубежного производителя.
- Банковская. Представляет собой работу по договору франчайзинга в банковской сфере.
Какие бывают?
В зависимости от отрасли, в которой работает франчайзер, франшизы делятся на следующие виды:
- Торговая. Франчайзи получает бренд, методику продаж и товар. Также франчайзер оказывает поддержку при оформлении торговой точки в корпоративном стиле: обеспечивает магазин оборудованием, а персонал – униформой. Это дает возможность получить прибыль уже через три месяца после открытия магазина.
- Сервисная. В данном случае необходимо не только оформить точку предоставления услуг, но и соблюдать стандарты. Для того, чтобы предприниматель мог контролировать уровень обслуживания, он проходит специальное обучение у франчайзера. Из-за того, что владельцу товарного знака нужно создать схему и правила работы, такой тип франшизы наименее развит.
- Производственная. В данном случае происходит продажа технологии производства, права на торговую марку и реализацию готового товара. При этом необходимо соблюдать корпоративный стиль и маркетинговую стратегию франчайзера.
- Смешанная. Данный вид является комбинацией торговой, сервисной и производственной франшизы. Предприниматель занимается изготовлением товара, продает его по схеме франчайзера и вместе с тем предоставляет услуги по франшизе.
Сколько стоит в торговле и иных сферах?
Стоимость права работать под чужим брендом в торговле начинается с нескольких тысяч долларов. Например:
- Франшиза для продажи бижутерии в формате «остров» в торговом центре обойдется в 3000—4000 $.
- Аналогичное предложение для интернет-магазина будет стоить 2000—3000 $.
Но в основном, чтобы начать успешный бизнес по договору франчайзинга, необходимо иметь 0.5—2 млн. долларов, в зависимости от формата торговой точки.
На стоимость франшизы влияет сумма инвестиций в помещение, оборудование, персонал, маркетинг, закупку товара и размер паушального взноса.
Кроме этого, необходимо располагать средствами, которых бы хватило на 2-3 месяца работы предприятия без учета доходов. Они могут понадобиться как на оплату роялти, так и на другие непредвиденные расходы.
Что должно быть в договоре?
В российском законодательстве отсутствуют такие понятия как «франчайзинг» или договор франчайзинга. Фактически правовые отношения между франчайзером и франчайзи регулируются главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия». Ее положения наиболее близки к договору франчайзинга в международном праве.
Если есть возможность, то перед подписанием договор стоит показать юристу. Он поможет выявить в документе все риски для покупателя франшизы.
Есть несколько важных пунктов, которые должны быть в каждом договоре франчайзинга:
- предмет договора;
- срок действия и условия его продления;
- права и обязанности сторон;
- платежи при покупке франшизы (паушальный взнос или роялти, фиксированные или периодические и т. д.);
- ограничения в работе (свобода принятия самостоятельных решений) и способы контроля со стороны владельца товарного знака: отчеты, проверки, тестирование сотрудников;
- возможность аннулировать договор;
- вероятность вернуть деньги за франшизу и при каких условиях.
Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор франчайзинга необходимо зарегистрировать в Роспатенте, иначе он будет считаться недействительным.
Особое внимание в договоре франчайзи необходимо обратить на раздел об ответственности, где указан размер штрафов и действия, которые могут к ним привести.
Как франчайзи не попасть на удочку?
Как и в любом другом деле, во франчайзинге есть нечестные предприниматели, готовые заработать на доверчивости и неопытности начинающих бизнесменов. Поэтому перед тем, как выбрать франчайзера и заключить с ним договор, стоит внимательно изучить информацию о нем. Есть несколько признаков, которые говорят о том, что франшиза, скорее всего, не качественная:
- Стоит обратить внимание, если компания перестала открывать собственные торговые точки и полностью перешла на работу по франшизе. Вполне вероятно, что таким образом она попытается заработать на франчайзи, не предоставив ему нормальные условия для успешной деятельности. В таком случае стоит лично пообщаться с владельцами уже действующих франшиз данной компании.
- Франчайзер, который не контролирует работу и не прописал все ее условия (от месторасположения до персонала), также вызывает подозрение. Владелец товарного знака должен быть заинтересован в контроле и выполнении всех требований по франшизе, так как от этого зависит дальнейший успех его бренда.
- Ненадежным может оказаться правообладатель торговой марки, который обещает быструю окупаемость и большую прибыль в первый же месяц работы.
- Отсутствие обучения, тренингов и корпоративных стандартов также являются признаками непрофессионализма франчайзера. У проверенных владельцев бренда обучение может длиться до двух месяцев, в то время как некоторые компании предлагают пройти подготовку всего за неделю и без сдачи экзаменов.
- Не стоит доверять новым предприятиям, которые только открыли свои торговые точки и уже продают франшизу.
Лучше обратить внимание на компании, работающие на рынке более 10 лет.
Плюсы и минусы
В открытии бизнеса по франшизе есть немало преимуществ:
- Раскрученный товарный знак. Большинство компаний, предлагающих франшизу, известны не только в России, но и в других странах. Хотя иногда бренд может пользоваться популярностью исключительно в одном регионе.
- Высокая скорость продвижения своего бизнеса. На самостоятельное развитие собственного дела и завоевание доверия покупателей может уйти не один месяц или год, если вообще удастся остаться на плаву. Намного лучше приобрести уже готовый бизнес, когда есть вероятность получения прибыли с первых дней его работы.
- Обучение. При заключении договора с франчайзером у начинающего предпринимателя появляется возможность пройти специальные курсы. Но это не значит, что для успешного ведения бизнеса, не стоит обучиться заранее. Просто знания, которые даст франчайзер, помогут избежать ошибок в работе под его торговой маркой.
- Поддержка и консультации. Правообладатель товарного знака заинтересован в дальнейшем его развитии. Поэтому он готов оказывать любую поддержку франчайзи, чтобы не допустить просчетов, неизбежных при самостоятельном ведении дела.
- Реклама и ее поддержка. В случае покупки франшизы подобные затраты можно свести к минимуму. Многие франчайзеры предоставляют уже готовые рекламные материалы. Некоторые владельцы товарного знака сами размещают рекламу, например, на телевидении, ведь они тоже заинтересованы в развитии своей компании.
- Территориальное разделение. В договоре франчайзинга указана определенная территория ведения бизнеса. Это исключает конкурентную борьбу между франчайзи, работающими под одной торговой маркой.Также при покупке франшизы защита от конкурентов, торгующих подобными товарами, становится проблемой франчайзера. А предпринимателям, которые развивают свой бизнес самостоятельно, постоянно приходится противостоять компаниям-конкурентам и придумывать новые методы борьбы с ними.
Несмотря на множество преимуществ, работа по франшизе имеет и некоторые недостатки:
- Стоимость аренды товарного знака. Она довольно немаленькая, особенно дорого франшиза обойдется при приобретении эксклюзивного права на бренд в пределах определенной территории.
- Жесткие требования. В договоре франчайзинга указаны четкие условия работы франчайзи. Иногда узкие рамки, которыми ограничена его деятельность, помогают избежать банкротства. Но в то же время, практически невозможно воплотить какие-нибудь новые идеи по развитию бизнеса, не указанные в договоре.
- Покупка расходных материалов у франчайзера или его партнеров. Это исключает возможность снизить расходы, приобретая материалы по более дешевой цене у других фирм.
- Банкротство или продажа компании франчайзером. При реализации все права на бизнес, в т. ч. и работающий по франшизе, перейдут другим владельцам, а они могут изменить сложившиеся условия сотрудничества. В таких случаях предприниматель не застрахован от собственных убытков. Поэтому важно при заключении договора франчайзинга обращать внимание на срок франшизы.
Итак, можно не тратить время на развитие своего бренда, а приобрести или взять в аренду готовый. Подобная сделка будет выгодна для обеих сторон: франчайзи получит раскрученный бизнес, а франчайзер еще большую представленность и узнаваемость.
Только перед этим начинающему предпринимателю необходимо выбрать тип и вид франшизы, просчитать все риски, учесть требования владельца товарного знака, а также приготовить деньги для первоначального взноса (при его наличии).
Окончательное решение: создать свою торговую марку или работать под чужой, может принять только сам бизнесмен. В России многие компании работают по договору франчайзинга и их число постоянно растет. А это только подтверждает, что открыть собственный бизнес по франшизе и пользоваться всеми ее преимуществами выгодно.