Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?

Про франшизы

Бизнес можно начать по-разному. Например, вложить все деньги в собственное дело. И развивать его самому. Либо купить франшизу, и начать работать по уже выстроенной бизнес-модели. Но для владения такого дела, придется выплачивать особые «взносы». Они называются роялти и паушальный взнос.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

Что это?

Для начала нужно сделать оговорку, что взносами является и роялти, и паушальный взнос. По сути, это платежи, которые отчисляет франчайзи собственнику бренда (франчайзеру) за франшизу.

Информация! Франчайзи – это предприниматель, работающий по франшизе. По сути, это юридическое лицо или ИП, у которого есть договорные обязательства перед брендом.

В случае «паушального взноса» имеется ввиду цена франшизы. Та стоимость, за которую предприниматель покупает настроенный бизнес. Она не имеет фиксированной цены среди всех франшиз, и задается франчайзером.

Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?Когда мы говорим о «роялти», то подразумеваем определенный процент от выручки, который отдает предприниматель (франчайзи) за использование настроенного бизнеса. Эта сумма отчисляется, как правило, каждый месяц. Процент устанавливает собственник франшизы. Он же может вносить коррективы в оплату взносов. Например, не начислять роялти за первые несколько месяцев, пока франчайзи «встает на ноги».

Что означает роялти во франчайзинге?

Само слово роялти имеет английское происхождение. Оно обозначает слово «royal», что переводится как королевский. Таким термином обозначали налог в 16 веке, которые взимали в пользу британской короны у людей, добывающих уголь.

Термин может обозначать не только денежные отчисления, но и плату за аренду, пошлины или лицензионные отчисления.

Роялти в предпринимательстве – это простыми словами обоюдовыгодная формула сотрудничества между начинающим и уже зарекомендовавшим себя предпринимателем. При этом франчайзер предлагает не только раскрученное имя, но полное сопровождение бизнеса.

Хороший бренд делает так, чтобы его партнер-франчайзи смог взять под свое начало большую часть рынка в домашнем регионе. Он помогает нанимать персонал, сводит предпринимателя с поставщиками, следит за всеми бизнес-процессами. И за это франчайзи ежемесячно выплачивает роялти.

Виды

Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?

  • Размер регулярных выплат может отличаться. Иногда франчайзер устанавливает фиксированную сумму, и партнер-франчайзи обязан выплачивать ее. Такую форму можно встретить у крупных брендов, которые уверены в успехе предприятия в новом регионе.

    Бывает и так, что владелец франшизы не может рассчитать эффективность компании на новом месте. Тогда он вводит фиксированный размер роялти без привязки к проценту.

  • Второй тип выплат – процент с маржи. Такое решение подходит тем франчайзерам, которые могут влиять на оптовые или розничные цены в своей нише. В этом случае говорят об отличающимся уровне наценки на тот или иной продукт роялти в виде процента с маржи.
  • Наконец, последний тип – это отчисления процента от финансового оборота предпринимателя. Данный способ является самым распространенным. Ставку закрепляют в договоре. Франчайзи обязан ее выплачивать вне зависимости от успехов бизнеса.

Что значит паушальный взнос?

Паушальный взнос – это разовый платеж. Цена самой франшизы. Его размер может отличаться в зависимости от известности бренда, страны, а также условий предоставления доступа к франшизе в разных регионах.

Интересно! Паушальный взнос на открытие сети ресторанов быстрого питания Макдональдс начинается с отметки в $45 000. Это порядка 2 835 000 рублей по ценам валюты начала 2020 года.

Стоит отметить, что не каждый предприниматель может просто взять и купить франшизу. Некоторые франчайзеры выдвигают ряд условий для приобретения своего бизнеса. Это может быть:

  • размер города;
  • наличие развитой инфраструктуры;
  • какие-либо активы у франчайзи и прочие условия.

Это отличает паушальный взнос от обычной цены на что-либо. Товар или услугу вы можете получить всегда, имея на руках деньги, а вот доступ к франшизе открывается не каждому коммерсанту.

В стоимость паушального взноса вносят первоначальные расходы на:

Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?

  • открытие бизнеса;
  • стоимость аренды помещений;
  • затраты на маркетинговые исследования рынка;
  • обучение персонала;
  • первичные траты по открытию.

Важно понимать, что кроме этого взноса существуют еще и первоначальные инвестиции. Они могут превосходить размер паушального взноса в несколько раз.

Конечная стоимость паушального взноса – это предмет договорных отношений. Его можно и нужно оговаривать с владельцем бренда. На практике стоимость франшизы может начинаться от 20 000 рублей, а заканчиваться несколькими миллионами рублей.

Некоторые бренды не берут паушальный взнос с нового партнера. Таким образом они захватывают рынок. Свою выгоду они получают в будущем, в виде роялти с франчайзи. Такой подход редко практикуют, но он имеет место. Чаще всего он встречается у молодых брендов, которые имеют на руках необычный продукт или предлагают новую услугу.

Важно! Если вы оформляете договор коммерческой концессии, согласно гл. 54 ГК РФ, то взнос признается паушальным. Обязательства, которые регулируются ст. 1235 ГК РФ предусматривают, что вы оплачиваете лицензионный взнос.

Разница между понятиями

Если провести параллели между двумя типами оплат, то можно выявить несколько различий:

Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?

  1. Роялти и паушальный взнос – это оплаты, которые отчисляет франчайзи в пользу бренда. Только в случае роялти вы платите «аренду» за использование бренда, а паушальный взнос открывает доступ к нематериальным активам франшизы (секреты производства, маркетинг и продвижение, PR бренда и право его пользованием и проч.)
  2. Размер паушального взноса составляет от 30 000 рублей, до нескольких миллионов. Роялти, как правило, имеет фиксированный процент. Чаще всего от 2% до 7%.
  3. Паушальный взнос – это единовременный платеж. Роялти – ежемесячные выплаты.
  4. Паушальный взнос можно вернуть, если вы можете обосновать это юридически. Роялти – нет.

Оба взноса можно включить в статью расходов при формировании отчетов в бухгалтерии. Это понизит налогооблагаемую базу. Данное исключение действует на УСН.

Как избавиться от роялти?

Роялти – это прямая выгода бренда при распространении франшизы.

Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?

  • Чаще всего роялти так или иначе закладывают в договорные отношения между предпринимателем и владельцем бренда. В некоторых случаях ежемесячные выплаты могут убрать на непродолжительное время.

    Например, когда владелец франшизы прогнозирует быстрый рост спроса в своей нише. Ему необходимо как можно скорее захватить большую часть регионов, и он снимает обязательства по оплате роялти на заданный срок.

  • Второй случай, это молодая или новая франшиза. Такие проекты могут иметь небольшой паушальный взнос и отсутствие роялти. Правда, как и в первом случае, условия по владению франшизой могут измениться со временем, если это предусмотрено договором.
  • Наконец, формально вы можете вовсе не уплачивать ежемесячные отчисления, но владелец бренда все равно получит свой процент.

Бывают ли договоры без них?

Роялти может и не быть, но это не значит, что владелец бизнеса на вас не заработает. Чаще всего отсутствие ежемесячных платежей закладывается в стоимость товара, который покупает франчайзи у бренда.

Интересно! Одной из самых известных франшиз в 2020 году без роялти является бренд «Красное и Белое». Сеть винных магазинов насчитывает порядка 6800 розничных точек. Паушальный взнос по франшизе начинается с отметки 150 000 рублей. Начальные инвестиции: от 3 000 000 рублей.

  • С одной стороны, начинающий предприниматель может самостоятельно регулировать закупки, и брать столько товара, сколько ему нужно. При этом не выплачивать размер ежемесячного взноса.
  • С другой, предприниматель не может демпинговать и делать более лояльные условия на рынке. В его цене уже сидит большая наценка от бренда.

Отсутствие паушального взноса может говорить о том, что вы не получите нормальной поддержки от бренда. Скорее всего все придется делать самостоятельно. Это хороший вариант, если франшиза довольно известна и люди относятся к бренду с доверием:

Паушальный взнос и роялти. Что это за понятия во франшизе и чем они разнятся?

  • Плюс, вам нужен меньший первоначальный капитал для старта.
  • Минус – это невозможность получить налоговые «льготы», если вы работаете по УСН.

Некоторые предприниматели со временем перестают оплачивать ежемесячные отчисления. Это может произойти по разным причинам. Но чаще всего, невыплаты связаны с мошенническими действиями одной из сторон.

Перспективы при неуплате

Неуплата роялти – это первый звонок, который может свидетельствовать о том, что франчайзи хочет выйти из бизнеса, и продолжить дело самостоятельно без контроля со стороны владельца бренда.

Часто такие предприниматели развивают сеть, после чего пытаются разорвать договорные отношения. При этом они продолжают работать на старом месте. Название бренда немного меняется, но продукция или услуги остаются прежними. По сути, они обманным путем забирают рынок и убирают из схемы владельца бренда.

К 2020 году владельцы франшиз научились обходить таких нечистых на руку предпринимателей. Они составляют договор таким образом, чтобы франчайзи не смог заниматься схожим бизнесом даже при условии разрыва деловых отношений. Если эти условия не соблюдаются, франчайзи ждут очень крупные штрафы и затяжные суды.

Конечно, не всегда проблема в предпринимателе, который купил франшизу. Также можно встретить множество владельцев брендов, которые продают «воздух» вместо работающего бизнеса. В этом случае вы вносите паушальный взнос, но взамен не получаете ничего, кроме имени. Естественно, первой реакцией станет отказ от выплат роялти.

Часто под видом франшизы предприниматель «приобретает» сетевой маркетинг, что не имеет ничего общего с данной бизнес-моделью.

Иногда встречаются откровенные мошенники, которые продают франшизу, не принадлежащую им. Поэтому так важно проверять владельца бренда по всем имеющимся документам заранее, до покупки готового бизнеса. Также немаловажно поинтересоваться опытом внедрения бренда у других франчайзи, которые уже работают на рынке несколько лет.

Полезное видео

О том, что такое паушальный взнос и роялти в видео:

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий