Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?

Про франшизы

Перед покупкой франшизы будущему франчайзи нужно ее проверить. Высокий спрос на франчайзинг стал причиной роста количества недобросовестных франчайзеров.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

На российском рынке есть франшизы, которые оказываются «пустышками»: после подписания договора покупатель получает кипу бумаг и красочные обещания. Такие проекты не окупаются, покупатель теряет деньги. Чтобы не купить неприбыльный проект, нужно проверить все аспекты его существования.

Проверка франчайзера

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Честные франчайзеры всегда готовы к общению с потенциальными франчайзи. Согласно Европейскому Кодексу Этики Франчайзинга, инициатива беседы должна исходить от франчайзера. В его интересах проверить компетенцию будущего сотрудника, увидеть, насколько он разбирается в вопросах функционирования бизнеса. Если предложения встретиться и ответить на вопросы не поступает, это первый признак несостоятельной франшизы.

На встрече с франчайзером нужно задавать вопросы, которые показывают успешность деятельности проекта.

  1. Когда была зарегистрирована компания, кто ее учредитель, какие у него бизнесы были раньше, насколько были успешными.
  2. Сколько франчайзи у сети, есть ли среди них предприниматели, владеющими несколькими торговыми точками под одним брендом.
  3. Сколько точек открылось и успешно функционирует за последние три года.
  4. Есть ли случаи ликвидации торговых объектов, какие были причины.
  5. Отзывал ли правообладатель франшизу у покупателя и по какой причине.
  6. Как франшиза планирует поддерживать новых франчайзи.
  7. Может ли новый участник рассчитывать на финансовую помощь от продавца.
  8. Какая сумма паушального взноса и роялти.

Важно! На собеседовании все ответы лучше записывать – их нужно дополнительно проверить на специализированных сайтах.

Сразу отказаться от сотрудничества стоит в двух случаях:

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?

  • Возраст франшизы менее трех лет. Это вложение денег в проект, который пока нельзя считать проверенным и состоявшимся.
  • За последние три года рост сети нулевой или отрицательный. Это означает, что проект невыгодный и скоро будет закрываться.

Если на встрече представитель франшизы отказывается отвечать на вопросы или начинает грубить, это признак неудачного проекта. Менеджеры прибыльных компаний не стесняются рассказывать о себе правду. Они понимают, что франчайзи рискует, отдавая свои деньги, и хочет перестраховаться.

Убедиться в необходимости вкладывать деньги во франшизу можно и на собственном опыте. Для этого нужно посетить любую точку, функционирующую под торговым знаком. Там оценить качество обслуживания, подумать, нравится ли обстановка, товары.

Внимание! Углубляться в тонкости работы франшизы с первой встречи не выйдет. Многие франчайзеры не разглашают свои методики работы и бизнес-наработки, они заинтересованы в защите информации.

Некоторые продавцы могут предложить заключить предварительный договор. Перед подписанием нужно выяснить следующие аспекты:

  • какова цель заключения договора;
  • сумма компенсации в случае, если одна из сторон не выполнит условий.

Если франчайзер честно и подробно отвечает на вопросы будущего сотрудника, это характеризует его как представителя успешного проекта.

Общение перед покупкой

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Действующие франчайзи – люди, которые уже заключили контракт с продавцом и знают, как функционирует компания. Найти их можно в интернете или попросить контактные данные у франчайзера. Честной компании скрывать нечего, менеджер не будет препятствовать общению потенциального франчайзи с действующими.

Узнать необходимо следующее:

  1. Есть ли программы обучения для партнеров.
  2. Оказывает ли руководство помощь при открытии.
  3. Насколько поддержка регулярная, как быстро решают вопросы.
  4. Оценка отношений между франчайзером и франчайзи, возникали ли конфликтные ситуации и как их удавалось решить.
  5. Насколько эффективно работает маркетинговая программа.
  6. Соответствуют ли реальные расходы прогнозированным.
  7. Размеры реальной прибыли и оборота, соответствие прогнозам и обещаниям.
  8. Чем недоволен франчайзи.

Те, кто уже подписали договор с продавцом, охотно расскажут о своем опыте работы. Но общаться рекомендуется с представителями точек, которые работают 2-3 года: за этот период они успели оценить выгоду от сотрудничества и понять, насколько их устраивает бизнес-модель франчайзера.

Выяснение наличия собственного бизнеса у франчайзера

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Перед подписанием договора франчайзи нужно проверить, насколько реален бизнес франчайзера. Для этого нужно запросить адрес торговой точки и отправиться туда, чтобы посмотреть, существует ли объект в действительности. Если в городе пока нет отделения, сверять данные нужно по справочникам Яндекса или 2ГИС – в этих сервисах информация постоянно обновляется.

Для проверок функционирует портал «Зачестныйбизнес». Нужно ввести имя владельца и посмотреть информацию о том, в каких юридических лицах он занимал или занимает руководящую должность. Этот ресурс предоставляет информацию о компаниях: участвует ли она в судебных делах, находится ли на стадии банкротства или ликвидации.

Важно! На этом этапе можно увидеть, в каких еще проектах задействовать франчайзер. Если его бизнес вызывает подозрения и кажется противозаконным, от сотрудничества стоит отказаться.

Если юридическое лицо признано несостоятельным или фигурирует в уголовных делах по факту мошенничества, нужно найти другую франшизу и начать работать с ней.

Важный аспект при анализе деятельности франшизы – наличие товарного знака. Он должен быть уже зарегистрированным в реестре или находиться на стадии оформления патента. У франчайзера нужно не стесняться просить документы, подтверждающие регистрацию торгового знака. Если их нет, то руководство не заинтересовано в дальнейшем развитии бизнеса.

Сведения о том, кто управляет сетью

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Будущим франчайзи стоит узнать, с кем они планируют сотрудничать. Для этого на встрече с менеджером нужно узнать ИНН и название юридического лица, через которое работает компания. Посмотреть информацию можно на официальном сайте или в паблике в социальных сетях. На сайте предоставления сведений из ЕГРЮЛ ввести ИНН. Если такой бренд существует, то пользователь получит pdf-файл с информацией о руководстве компании.

В документе указаны:

  • дата регистрации компании;
  • ФИО генерального директора;
  • ФИО учредителей.

По полученным данным нужно провести проверку руководства. Для этого перейти на сайт ФССП, ввести полученные ФИО. На сайте появится информация о непогашенных долгах и штрафах, открытых судебных делах.

Анализ финансовых возможностей

На стоимость франшизы влияет ряд факторов:

  1. Разработка собственного торгового знака.
  2. Затраты на рекламу и страхование.
  3. Маркетинговые исследования относительно каналов сбыта товаров, услуг.
  4. Получение необходимых сертификатов, лицензий и разрешений на деятельность.
  5. Затраты на обучение персонала.

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Популярный бренд тратит средства на охрану объектов интеллектуальной собственности, покрывает судебные издержки. Авторитетная компания, хорошо зарекомендовавшая себя в мире бизнеса, не будет продавать франшизы дешево.

Низкая цена – повод искать другой проект или вложить средства в собственное дело. Дешевые проекты окупаются медленно, прибыль практически не приносят.

Признак хорошей франшизы – наличие паушального взноса и роялти. В качестве второго компонента часто выступает требование регулярно покупать товар в определенном объеме.

Франчайзи стоит проанализировать, какую сумму он готов вложить в развивающийся бизнес. Не рекомендуется вкладывать средства в молодой неприбыльный проект, который в скором времени может закрыться. Оптимальный вариант – компании со сроком существования от трех–пяти лет.

Изучение наличия обучения и поддержки

Франчайзеры заинтересованы в том, чтобы их бизнес продолжал активно развиваться и на периферии. Они организовывают обучение, курсы повышения квалификации, обеспечивают постоянную поддержку неопытных франчайзи.

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?

  1. Предоставление руководства пользователя. У владельца франшизы есть печатный материал, который рассказывает все необходимое о деятельности франшизы. В руководстве пользователя должны быть изложены основные моменты, объясняющие принцип существования франшизы и роли франчайзи в ней. Владельцу нужно указать:
    • инструкции по операциям в бизнесе;
    • требования к отчетности;
    • описание стандартов эффективности.

    Франчайзер обучает маркетингу. Он описывает правила ведения и внедрения стратегии, принципы управления торговой точкой. Обучение маркетингу проводится отдельно: это многоуровневый процесс, который влияет на успешность бизнеса.

  2. Обучение в офисе. Франчайзер дополнительно организовывает образовательные курсы для франчайзи в офисе. Он разрабатывает программу, в которой учитывает специфику деятельности франшизы и свои ожидания от партнерства. Чтобы покупатель понимал суть деятельности компании, франчайзер на курсах раскрывает следующие моменты:

    • философия компании, ее история и принципы;
    • требования по страхованию;
    • отношения с поставщиками;
    • как составлять отчетность;
    • что нужно сделать перед открытием торговой точки.

    Также проводят практический курс после теоретического обучения. Франчайзи предлагают описать управленческую концепцию на примере прототипа компании.

  3. Обучение на месте. Этот период длится несколько недель. Франчайзер посещает новую торговую точку, где рассказывает франчайзи и работникам о том, как должна функционировать франшиза. Длительность курсов зависит от специфики деятельности компании и оборота товаров.
  4. Постоянная поддержка. После окончания периода обучения франчайзер продолжает поддерживать франчайзи. Для этого организуются курсы повышения квалификации, проводятся собрания с региональными сотрудниками. Менеджеры проходят квалификационную переподготовку, узнают новые принципы ведения бизнеса.

Обучение франчайзи и сотрудников торговой точки должно проводиться непрерывно. Это признак заинтересованности владельца в дальнейшем развитии проекта.

Юридическая часть

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Перед заключением договора с франчайзером нужно проверить товарный знак в Роспатенте. Согласно статье 54 ГК РФ, продавать франшизы может только организация, у которой есть запатентованный товарный знак. Без этого условия любой договор, заключенный с продавцом, не будет иметь юридическую силу.

Для проверки нужно узнать у менеджера номер товарного знака. Нежелание отвечать на этот вопрос – признак недобросовестной компании. Это не коммерческая тайна, распространять данные представители имеют право. Есть еще один способ узнать номер – по сервису поиска по названию на сайте FindTM.

С полученными данными зайти на сайт ФИПС, выбрать раздел «Реестр товарных знаков». Если фирма работает на законных основаниях, в ФИПС будет отметка о патенте.

Анализа требует и процесс подписания договора с франчайзером. На сделку стоит пригласить юриста, он оценит риски и проследит за тем, чтобы его клиента не обманули.

Внимание! В Российской Федерации на юридическом уровне нет термина «франчайзинг». Стороны подписывают договор о коммерческой концессии.

Документ о коммерческой концессии означает передачу права на использование товарного знака. В нем содержится подробное описание обязанностей франчайзи и франчайзера. Договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Этот этап означает, что сделку невозможно признать недействительной.

Продавцы франшизы, которые не получили свидетельство о регистрации торгового знака, предлагают будущим франчайзи подписывать лицензионный договор. Он не проходит процедуру подтверждения в Роспатенте, судебная практика в случае конфликтов неоднозначная.

Что нужно узнать и как проверить франчайзера и франшизу перед покупкой?Независимо от формы договора, нужно внимательно читать условия заключения и обязанности сторон. Рекомендуется проанализировать, насколько презентация франчайзера совпадает с тем, что написано в договоре. В документе должны быть указаны следующие аспекты:

  1. Предмет договора: что передает франчайзер.
  2. Срок действия. Обычно такие бумаги подписывают на период от трех до пяти лет.
  3. Обязанности сторон и санкции за их нарушение.
  4. Обозначается территория, на которой имеет право работать франчайзи. В документе должно быть указано, обладает ли покупатель эксклюзивными правами на регион.
  5. Порядок расчетов между сторонами. Пункт означает порядок выплаты паушального взноса и роялти, а также описывается ряд других дополнительных платежей.
  6. Порядок расторжения договора, выплат компенсаций, продления договора.

Франчайзеры могут пойти навстречу франчайзи и внести изменения в готовый договор. Во время подписания нужно согласовать все интересующие аспекты, попробовать получить выгодные условия для себя.

Бизнес по франшизе предполагает риски, как и любой другой. При выборе правильного проекта риски становятся меньше, но не исчезают полностью. Перед подписанием договора нужно обязательно проверить бизнес, его владельцев, пообщаться с франчайзером и действующими франчайзи.

Задача нового покупателя – сформировать представление о продавце франшизы, проанализировать финансовую сторону вопроса. Подписывать договор стоит только в случае, когда нет сомнений в деятельности организации.

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий