Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?

Про франшизы

В условиях кризиса франчайзинг стал особенно важен для экономики России. При помощи этого инструмента начинающие предприниматели могут минимизировать риски, связанные с открытием собственного бизнеса. Но на практике многие франшизы оказываются уловками мошенников. Чтобы выбрать действительно выгодное предложение, необходимо знать о «подводных камнях» тиражирования бизнеса.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

5 ошибок при покупке такого бизнеса

Покупка франшизы может оказаться как выгодным вложением, так и пустой тратой денег. Чтобы не платить «за воздух», предпринимателю необходимо узнать о распространенных ошибках, совершаемых начинающими франчайзи и постараться избежать их. Далее рассказано, какие подводные камни стоит учесть перед открытием такого бизнеса.

Форма соглашения не имеет значения

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?Юристы неустанно напоминают о том, что покупка франшизы, не подтвержденная соответствующей документацией, делает предпринимателя незащищенным. Согласно статистическим данным, 26% франчайзи России пренебрегают заключением контракта с правообладателем, не думая о том, что их в любой момент могут заставить «снять вывеску». В результате затраты на роялти и паушальный взнос оказываются напрасными.

Значение имеет не только сам факт наличия письменного соглашения, но и его форма. Согласно ГК РФ, между сторонами может быть заключен договор коммерческой концессии или лицензионный договор. Положения этих документов предполагают передачу неисключительного права на определенный объект интеллектуальной собственности для временного использования.

В некоторых случаях договор коммерческой концессии заменяется договором о поставке или купле-продаже. Данные документы предполагают, что продавец отгружает продукцию по установленной стоимости. При этом покупатель не получает право на использование для коммерческих целей товарного знака, бренда и других наработок, принадлежащих продавцу.

Поскольку покупатель не становится франчайзи, ему не надо тратиться на роялти и паушальный взнос, а также соблюдать требования, предъявляемые контрагентом к оборудованию торговых точек, дизайну вывесок и т. д.

Важно! Если интересы франчайзи, заключившего с правообладателем договор поставки, будут нарушены, суд не встанет на его сторону. Более того, обратившегося в органы правосудия бизнесмена могут обязать возместить ущерб, вызванный нарушением прав на бренд.

Регистрация в Роспатенте — пустая формальность

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?Статистика неутешительна – только 33% франчайзи регистрируют заключенные с правообладателями договоры в Росреестре. Остальные 67% предпринимателей, регулярно вносящие плату за пользование торговым знаком, оказываются юридически незащищены. Владелец франшизы может заставить их прекратить эксплуатацию бренда, а при обращении в суд заключенное соглашение будет признано недействительным.

Проверить, был ли договор коммерческой концессии зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством, можно следующим образом:

  1. зайти на сайт ФИПС https://www1.fips.ru/registers-web/;
  2. найти товарный знак по номеру (если не удалось узнать нужную информацию у правообладателя, для определения номера можно воспользоваться поиском по сайту, введя название бренда в пустую строку в верхней части страницы);
  3. скачать информацию о бренде.

В сохраненном PDF-файле должна быть строка «Лицо, которому предоставлено право использования». В нее вписывается Ф. И. О. предпринимателя или название организации-фрачайзи. Далее указывается период действия соглашения и территория (город, район), где разрешено вести бизнес.

Условия контракта — не повод для беспокойства

Договор франчайзинга имеет свою специфику, которую следует учитывать. Ради собственной безопасности стоит распрощаться с правообладателем, если в контракте присутствуют следующие моменты:

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?

  • Термины «франчайзи» и «франчайзинг». ГК РФ не предусматривает использование таких понятий. Чтобы документ имел юридическую силу, стороны должны называться «пользователь» и «правообладатель». Допускается также писать названия организаций.
  • Нет точных сроков и условий, определяющих процедуру регистрации бумаги в Роспатенте. В том, что права франчайзи защищены, можно быть уверенным, только если будет указано, какая сторона и в какое время подает документацию в госорганы.
  • Нет точной суммы роялти и паушального взноса. Неоцененный договор является недействительным, ведь бесплатную продукцию невозможно приобрести.

Внимание! Одной из самых распространенных ошибок является согласие франчайзи на оплату паушального взноса до подписания договора. Такой принцип сотрудничества – повод заподозрить правообладателя в мошенничестве.

Нужно сразу оценить объем расходов, указанный в контракте, и на основании этих значений спланировать свой бюджет. Нередко предприниматели решаются купить франшизу в кредит или в долг.

На первый взгляд это вполне допустимо. Но далеко не все бизнесмены способны предусмотреть все ожидающие их затраты. В результате не хватает финансов ни на аренду помещения, ни на заработную плату сотрудников. Если своевременно не принять меры, компанию придется ликвидировать.

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?Даже бизнесмены, уже имеющие опыт работы по аналогичной франшизе, могут назвать сумму расходов лишь приблизительно. В действительности объем трат может оказаться как ниже, так и выше.

При личной встрече с правообладателем необходимо обратить внимание на его поведение. Следует задавать больше вопросов и внимательно следить за реакцией собеседника.

В первую очередь стоит уточнить такие нюансы:

  • Как долго существует франшиза?
  • Почему было принято решение увеличить количество филиалов?
  • Сколько представительств было открыто и закрыто?
  • Пользуются ли существующие компании успехом у потребителей?
  • Какие требования предъявляются к франчайзи (личные качества, размер капитала, опыт работы и т. д.). Многочисленные требования, которые нужно строго соблюдать, указывают на повышенную степень ответственности, возлагаемую на новый филиал организации. В такой ситуации рассчитывать на поддержку франчайзера, так необходимую начинающим бизнесменам, не придется.

Значение имеют не только ответы правообладателя, но и его готовность обсуждать подобные вопросы. Умалчивание определенных моментов должно насторожить.

Дешевле — значит лучше

Многие начинающие предприниматели стремятся к экономии из-за ограниченного бюджета. Но низкая цена не должна стать основным принципом выбора франшизы.

Чтобы окончательно убедиться в этом, достаточно сравнить два варианта:

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?

  1. Франшиза неизвестного бренда «кофе с собой» без роялти и с паушальным взносом равным 500 000 руб.
  2. Предложение от раскрученной кофеен с паушальным платежом 2 млн руб. и необходимостью ежемесячно оплачивать роялти в размере 8% от выручки.

Экономным бизнесменам может показаться, что первый вариант предпочтительнее. Но на самом деле вкладывать 500 тыс. руб. в бренд, который не известен широкой аудитории, невыгодно для новичков. Придется следовать установленным правообладателем правилам, которые, учитывая низкую востребованность торгового знака, часто оказываются заранее проигрышными.

Также не рекомендуется приобретать «примитивные» франшизы. Решение об их покупке часто принимается коммерсантами, не желающими разбираться в тонкостях управления сложной бизнес-машиной.

Но необходимо помнить о том, что подобными мотивами руководствуются и многие другие бизнесмены. При этом вариантов для маневров у обладателей «просто» франшизы очень мало. Таким образом, повышается риск быть задавленным конкурентами.

Гораздо разумнее потратить 2 млн руб. на право пользоваться раскрученным брендом, который уже заинтересовал пользователей. Именно такой подход позволит сравнительно быстро добиться прогресса в ведении бизнеса. Но и у этой медали есть оборотная сторона. Конкуренция в популярной сфере зачастую слишком высока, поэтому прежде чем получить прибыль, придется побороться за свое место на рынке.

Преимущество в том, что представляя известный бренд, пользующийся спросом, сделать это будет проще, чем в случае с новыми для пользователей торговыми марками, которые без значительных вложений в рекламу рискуют остаться незамеченными.

Важно! Перед приобретением франшизы необходимо проанализировать ситуацию в конкретной нише и подумать, что именно позволит стать успешнее, чем конкуренты.

Не стоит начинать заниматься бизнесом только ради получения финансовой выгоды. Это единственный способ удержать свою позицию на рынке даже когда все конкуренты уже закрылись. Борьба «за идею» позволяет предпринимателям сделать значительно больше, чем они могли себе представить на начальном этапе.

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?Таких примеров множество:

  • Ford.
  • Apple.
  • KFC и тысячи других.

Именно любовь к своему делу, а не ожидание того, что оно будет постоянно приносить стабильный доход, позволит не опустить руки в тяжелые времена и продолжить двигаться вперед.

Другие франчайзи — прямые конкуренты

Приняв решение купить франшизу, рекомендуется запросить такие сведения:

  • наименования организаций и контактные данные других франчайзи;
  • статистику увеличения количества филиалов компании за последние 3-5 лет;
  • данные о количестве расторгнутых договоров.

Если правообладатель утверждает, что эти сведения являются коммерческой тайной, стоит отказаться от сотрудничества с ним. Опытные бизнесмены понимают, что франчайзи рискует потерпеть убытки, и соглашаются предоставить всю необходимую информацию.

Самый надежный способ убедиться в том, что выбранная франшиза действительно приносит прибыль – лично встретиться и поговорить с другими франчайзи. Можно позвонить им или посетить их офисы, торговые точки.

Стоит заранее составить список актуальных тем:

  • доступность информационной поддержки;
  • регулярность поставок;
  • качество продукции;
  • реакция потребителей;
  • возникавшие претензии и споры и т. д.

Подводные камни франшизы: какие нюансы могут быть в этом бизнесе, как составить договор?Стоит также узнать больше о целевой аудитории. Понимание того, для кого именно предназначен данный бизнес и кому он действительно полезен, не только упростит процесс создания рекламы и разработку схемы продвижения продукции, по и позволит быстро найти клиентов. В противном случае придется действовать методом проб и ошибок, что неизбежно приведет к материальным затратам.

Зачастую одна живая беседа с коллегой может оказаться полезнее, чем внимательное изучение сайта франчайзинга и рекламных брошюр. Оценка пути, пройденного другими франчайзи, позволит принять правильное решение и избежать ситуаций, способных привести к банкротству компании.

Естественно, не каждый согласится делиться своим опытом. Но открытых людей, искренне готовых помочь неопытным коллегам, практически всегда можно найти.

Чтобы достичь успеха в бизнесе, совсем необязательно действовать методом проб и ошибок. Изучив самые распространенные неверные ходы, совершаемые начинающими франчайзи, можно надежно защитить себя от банкротства.

Умение анализировать возможные исходы событий — полезный навык для любого предпринимателя. Кроме того, немаловажно быть готовым отстаивать свои права в случае возникновения спорных ситуаций.

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий