Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?

Про франшизы

Загоревшись идеей создать свой бизнес и посмотрев подходящие франчайзинговые предложения, бизнесмен идет к своему будущему партнеру-наставнику за покупкой франшизы. И хорошо, если он окажется действительно таковым, а франчайзинговое предложение по-настоящему выгодным, ведь на деле оказывается все по-другому.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

Как правильно начать свой бизнес и не потерять деньги?

Если франшиза хорошая, то со всем остальным помогут франчайзеры. Ниже представлен порядок действий, если одно из предложений заинтересовало покупателя:

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?

  1. Для начала нужно связаться с франчайзером и попросить все материалы: список инвестиций, финансовую модель. Если какие-то материалы не будут предоставлены, то стоит насторожиться.
  2. Далее необходимо запросить информацию о действующих точках, их контакты или социальные сети. Если франчайзер не предоставит такой информации, то стоит задуматься о том, можно ли ему доверять.
  3. В случае если контакты не были выданы, можно попытаться связаться с франчайзи. Попробовать связаться с ними через социальные сети или сделать звонок в их филиал и запросить отзыв.
  4. Также следует просмотреть отзывы о бизнесе, почитать, что именно пишут клиенты. Изучить социальные сети, фото клиентов и посмотреть, есть ли там реально этот бизнес. Найти филиал на 2ГИС, он серьезно следит за актуальной информацией в своей базе.
  5. Можно посмотреть отзывы о работниках, они тоже считаются хорошим источником информации о бизнесе.
  6. Стоит изучить все дела о юридических лицах. Судебные штрафы, уставной капитал, количество директоров и сотрудников. Возможно, что на компанию заведены судебные дела от других франчайзи.
  7. Еще можно пообщаться с франчайзером по скайпу и задать интересующие вопросы о бизнесе.
  8. Посетить ближайшее франчайзи лично. Если речь идет о кафе, то можно пообщаться в его персоналом и спросить, что необходимо сделать, чтобы устроиться на работу. И нужно ли вообще здесь работать, изучить чеки и их номера.
  9. Таким же образом можно зайти и в филиал франчейзера. Заранее с ним связаться и попросить провести экскурсию. Он должен это сделать, чтобы показать и рассказать о бизнесе.

Что это такое простыми словами?

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?Франшиза — это бизнес-концепция, позволяющая открыть собственный бизнес «с нуля» под известным брендом. Почти каждый день люди сталкиваются с франшизами: посещают кофейни под знакомой вывеской, ходят за продуктами в магазин под федеральным брендом, многие из этих бизнес-проектов открыты по франшизе.

По сути, франшиза — такой же продукт, как товар в магазине, имеющий свои особенности и индивидуальные качества, такие как логотип, товарный знак.

Тот, кто продает франшизу, именуется франчайзером, а тот, кто покупает, франчайзи.

Видео о том, что такое франшиза:

Основные термины

Первое, с чем сталкивается начинающий бизнесмен — основные понятия при покупке франшизы:

  • Франчайзинг — это форма бизнеса, при которой одна сторона предлагает другой за определенную сумму денег на право на его ведение.
  • Франчайзер — частное или юридическое лицо, получившее высокую репутацию на мировом или российском рынке, которое в целях повышения узнаваемости бренда и расширения деятельности, может передать право пользования своими услугами заинтересованным лицам.
  • Франчайзи — лицо, выступающее на региональном рынке от лица компании, которое разрешило продвигать свои услуги. Лицо выступает на рынке под именем франчайзора, применяет его бизнес-модель и получает помощь при создании своей точки.
  • Договор франчайзинга — юридический документ, регулирующий отношения между франчайзи и франчайзером. В законодательстве нет точного определения этому договору, поэтому в практике его называют договором коммерческой концессии.
  • Роялти — регулярный платеж, представляющий собой периодическую форму выплат или компенсацию за применение в процессе работы чьих-то авторских прав. Выплаты производят в виде процента от цены проданных товаров или услуг.
  • Паушальный взнос — единовременный платеж, не распределяющий его между отдельными товарами или услугами. Его размер является фиксированным и не зависит от особенностей договора или других экономических результатов.

Платежи: к чему нужно быть готовым начинающему предпринимателю?

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?Сумма, которая вносится в договор в виде процентов от дохода франчайзи, называется роялти. Иногда она меняется в договоре на другие условия: к примеру, франчайзи должен закупать сырье в определенных количествах у фирмы-франчайзера. Кроме этого, предприниматель должен знать еще о нескольких видах платежей: паушальный и рекламный взносы.

Первый взнос — это процент выплаты по франчайзеру на первых этапах работы франшизы. В основном это 11 процентов от суммы первых расходов. За такую стоимость франчайзи получает:

  • бизнес-бук, который регламентирует процесс;
  • бренд-бук, содержащий информацию о продукте и фирменном стиле бренда;
  • технологии и методы управления персоналом, которые сделали компанию-франчайзера успешной на рынке.

Рекламируя свои товары и услуги франчайзер демонстрирует и свою франшизу. Франчайзи знают об этом и регулярно выплачивают рекламные взносы, которые прописаны в договоре. В основном взнос составляет 3% от дохода или является фиксированным.

Франшизные отношения отдельно не закреплены в законе, они регулируются только договором. Он говорит о том, что фирма отдает права на использование своего бренда за фиксированную стоимость и процент, который указан в договоре.

Какие бывают?

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?Различают несколько типов франшиз по характеру взаимоотношений:

  • Стандартная — предполагает строгое следование правилам франчайзера, оплату первоначального взноса и ежемесячных роялти. Владельцу бизнеса необходимо постоянно отчитываться, он оценивает деятельность, тем самым ограничивая франчайзи от свободы действий.

    Стандартный тип франшизы не сильно распространен в России, так как многие начинающие бизнесмены предпочитают действовать самостоятельно, хоть и в рамках политики известного бренда.

  • Свободная — полная противоположность стандартному типу в плане широты действий. Здесь франчайзи делает все сам, но под единым товарным знаком. Для начинающих бизнесменов такой вид франшизы привлекателен минимальным паушальным взносом. Он широко распространен в СНГ.
  • Серебряная — передача бизнеса под ключ за арендную плату. Она имеет высокую стоимость, но ей не требуются регулярные отчеты перед владельцем бизнеса.
  • Золотая — франчайзи под контролем собственника могут перепродавать бренд на любой территории.
  • Корпоративная — находится под контролем со стороны франчайзера, который согласовывает свои действия с центральным офисом и ничего не делает без его согласия.
  • Банковская — держится обособленно и представляет не взаимоотношения между франчайзером и франчайзи, а сферу деятельности.

Также выделяют производственную, торговую или смешанную типы франшиз.

По статистике больше половины всех известных франшиз продаются в области торговли.

Преимущества и недостатки

Франшиза имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным относятся:

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?

  • При покупке лицензии бизнесмен не заботиться о проблеме продвижения своего дела. Начав работать, он занимает определенную нишу на рынке и пользуется авторитетом среди покупателей и клиентов. За счет этого, можно миновать затратный период, в течение которого осуществляется раскрутка.
  • Не нужно искать оборудование, сырье и помещение для торговой точки, так как все уже предусмотрено.
  • Если франчайзи потребуется кредит, то у него всегда будет поручитель — владелец франшизы.
  • Для успешного старта потребуются минимальные навыки в менеджменте.
  • Не требуется изучать рынок, так как всю информацию мониторит собственник франшизы.

К минусам франшизы относятся:

  • Для ее покупки необходим первоначальный взнос.
  • Репутация бренда переходит к франчайзи, которая не всегда бывает положительной.
  • Договор предусматривает обязательства, которые покупатель должен соблюдать независимо от того, окупает себя бизнес или нет.

Важно знать, что не всем ИП подходит такой метод ведения бизнеса. При покупке франшизы бизнесмен обязуется соблюдать все ограничения и правила, которые налагаются франчайзером. Фактически предприниматель становится зависимым от решений старшего партнера.

Топовые: приоритетные направления

Перед покупкой франшизы следует ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на свои финансовые возможности, местный выбор, репутацию франчайзера, потенциальную аудиторию.

На рынке представлено много направлений в сфере бизнеса, но есть основные, которые подходят как новичкам, так и опытным предпринимателям.

В сфере торговли

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?Лучший вариант, который можно выбрать для начинающих бизнесменов. Большим спросом пользуются магазины одежды, обуви, так как требуют минимальных вложений. Также популярными являются следующие направления в области торговли:

  • строительные материалы;
  • детские товары;
  • автозапчасти;
  • косметика.

В общественном питании

Еще одно популярное направление, которое подходит для начинающих бизнесменов. Для такой сферы характерна высокая прибыль, но здесь подразумевается большое вложение финансов. Самые востребованные направления:

  • кофейни;
  • пиццерии;
  • суши;
  • фаст-фуд.

В сфере услуг

Сегодня активно развиваются сферы услуг, которые при грамотной работе могут принести хорошую прибыль. Основные направления:

  • рекламные агентства;
  • салоны красоты;
  • фитнес-центры.

Кроме того, большим спросом пользуются веб-студии, которые занимаются продвижением сайтов.

На что обратить внимание при выборе?

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?Предложения по франшизе выглядят привлекательно и обещают начинающему бизнесмену «золотые горы» при минимальных условиях. Но в реальности предпринимателя может ждать горькое разочарование. Чтобы обезопасить себя и собственный бизнес от финансовых потерь, нужно знать о правилах выбора франшизы.

Основные показатели

Начинать изучение основных показателей стоит с оценки рынка, только тогда станет ясно, перспективно ли данное направление или нет.

Финансовые показатели

Если кто-то проводил исследование в этой сфере в последние годы и публиковал результаты, то следует с ними познакомиться. Также хорошо будет посетить бизнес-сайты, иногда там делятся опытом, что очень полезно.

Изучение досье компании

Следует внимательно изучить историю успеха организации:

  • когда именно они открылись;
  • насколько быстро окупили затраты;
  • сколько точек обслуживания имеют.

Бизнес-план

Франчайзер обязан предоставить покупателю подробный бизнес-план еще до покупки франшизы. Здесь стоит обратить внимание на графу «Инвестиционный бюджет». Чем больше финансовых затрат в ней будет учтено, тем ответственнее франчайзер подойдет к сделке.

Изучение ДНК бренда

Изучение ДНК компании — залог успешного бизнеса. Первое, на что нужно обратить внимание, это на уникальное торговое предложение. Оно должно прочитываться сразу, еще на этапе знакомства с предложением.

Также следует обращать внимание на географию франшизных точек. Тут необходимо смотреть на то, насколько эффективно и логично распределяются точки в соответствии с концепцией бренда. Можно узнать контакты ближайших точек и узнать об эффективности бизнеса от первых лиц.

Решение юридических вопросов

Покупка франшизы для бизнеса. Как правильно выбрать франчайзера?Необходимо собрать все данные по юридическому лицу. Чем дольше компания находится на рынке, тем лучше. Есть люди, которые постоянно создают проекты, затем доводят их до банкротства и потом закрываются, при этом общий подход остается неизменный.

Чтобы не столкнуться с такими подозрительными схемами, следует собрать побольше информации. И не нужно забывать о судебной истории: не было ли разбирательств с франчайзером или его учредителями.

Этап финальный: дополнительная информация для покупки

Многие франшизы дают эксклюзивное право на продажу товаров или услуг на указанной вами территории. Это может быть страна, а может быть и небольшой район. Не стоит обольщаться, ведь франшиза не панацея от рыночной конкуренции. Другие также предлагают похожие товары и услуги и могут развернуть неплохую коммерческую деятельность в той же стране или районе.

Перед тем как потратить деньги, следует трезво оценить тот рынок, на котором предстоит работать. Проверить, нет ли рядом компаний, которые предлагают такие же товары и услуги. Кроме того, следует спросить членов своей семьи и друзей о том, не испытывали ли они затруднения при покупке предлагаемых вами товаров и услуг.

Также рекомендуется провести маркетинговое исследование на выбранной территории. Поговорить с прохожими на улице и выяснить их мнение об услугах и товарах, которые вы хотите предложить.

При открытии собственного бизнеса по франшизе нужно руководствоваться не только показателями ее успеха, но и собственным опытом и отзывами действующих участников системы. Грамотное документальное оформление отношений сторон минимизирует риск франчайзи и гарантирует успех франшизы.

Полезное видео

Видео об особенностях выбора и оформления франшизы:

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий