Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?

Про франшизы

Молодым предпринимателям, планирующим открытие своего бизнеса, бывает довольно сложно определиться в какой отрасли начинать своё дело, особенно в небольших городках. Ещё сложнее для них осуществить комплекс подготовительных мероприятий, который позволит открыть дело: поиск помещения, выбор специализации, стратегии работы, дизайна помещения и многое другое.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

Справиться с рядом этих проблем поможет приобретение франшизы подходящей конкретно для маленького города, в котором бизнесмен планирует открывать предприятие.

Что это такое?

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?Перед тем как непосредственно переходить к теме выбора франшиз для маленького города, следует разобраться, что означает само понятие франшиза.

Франшизой принято называть услугу передачи права пользования торговой маркой или брендом от одного лица (франчайзер) другому лицу (франчайзи).

Внимание! Сам процесс непосредственной передачи торговой марки (бренда) в аренду называется франчайзингом.

Всего существует 3 вида франчайзинга:

  1. Деловой франчайзинг. Он предоставляет право на открытие бизнеса в сети франчайзера. Распространён в основном в сфере услуг (общепита, гостиничный и туристический бизнес и т. д.). Например, отель «Hilton», кофейни «Starbucks», ресторан быстрого питания «Макдональдс».
  2. Производственный франчайзинг. Данный вид предоставляет право франчайзи производить товары определённой торговой марки, например – Pepsi, Coca-Cola и т. д.
  3. Товарный франчайзинг. Он даёт право на продажу товара определённой торговой марки и чаще всего используется при открытии магазинов. Например, H&M, Zara, Baldinini и т. п.

Преимуществами приобретения франшизы являются:

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?

  • отсутствие самостоятельного продумывания всех деталей и нюансов при открытии бизнеса: от идеи и до полного её воплощения – всем занимается франчайзер;
  • предприятие не нуждается в особой раскрутке и вложении средств в рекламу, так как его торговая марка уже известна и популярна, что особенно подойдёт для открытия заведения в маленьких городах;
  • отсутствие самостоятельного обучения своих сотрудников профессиональным навыкам, так как по договору франчайзинговая компания занимается этим сама;
  • возможность получения франчайзи специального оборудования от франчайзера – она предоставляется по условиям контракта при внесении паушального;
  • получение консультаций по ведению бизнеса от компании;
  • возможность с первых дней открытия заведения получать достойную прибыль.

Однако есть и существенные недостатки:

  • высокая стоимость франшизы и ежемесячная выплата роялти (если она предусмотрена договором);
  • жёсткие требования владельца франшизы к методам и условиям осуществления деятельности на предприятии должны соблюдаться франчайзи, даже если они не приносят максимальной пользы делу;
  • франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что приводит к ограничениям для доступа к свободному рынку и вынуждает совершать покупку по завышенным ценам;
  • ограничения или запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории для франчайзи, которые окончили сотрудничество с компанией–франчайзером.

Какое предприятие франчайзинга выгодо выбрать в небольшом городке?

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?Начинающему предпринимателю, который открывает бизнес в небольшом городке, следует обратить своё внимание на приобретение франшизы для предприятий следующих видов:

  • салоны красоты и парикмахерские эконом–класса;
  • небольшие кафе, пекарни или кондитерские;
  • предприятия быстрого питания;
  • продуктовые магазины и мини-маркеты;
  • магазины одежды в низком и среднем ценовых сегментах;
  • магазин товаров для дома, сада и огорода;
  • магазин строительных материалов и принадлежностей для ремонта;
  • лавка по продаже цветов и подарков.

Список вышеперечисленных заведений является рекомендательным, поэтому бизнесмену следует использовать наиболее выгодный вид франшизы. Однако при этом необходимо учитывать конкуренцию в городе в выбранной сфере. Например, не следует открывать парикмахерскую в городе, где таких заведений уже предостаточно. Так как дело, скорее всего, окажется совершенно не выгодным.

Не рациональным также считается открытие в маленьком городке следующих видов заведений:

  • франшизы ресторанных комплексов, магазинов брендовой одежды, ювелирных украшений, люксовой косметики – как правило, они предоставляют довольно дорогие услуги, которые не смогут позволить себе жители маленьких населённых пунктов;
  • узконаправленные франшизы (магазины альпинистского снаряжения или снаряжения для конного спорта) – они также окажутся невостребованными, только если поблизости нет горнолыжного курорта или конной школы;
  • развлекательные комплексы и гипермаркеты – затраты на открытие и содержание заведений будут огромными и скорее всего не окупятся или окупятся через значительное количество лет.

На что обратить внимание начинающему предпринимателю?

При поиске наиболее подходящей франшизы для маленького города начинающему бизнесмену следует обратить своё внимание на следующие пункты:

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?

  1. Анализ состояния бизнеса в городе. Он предполагает изучение деятельности работающих в городе предприятий, а также ознакомление с перечнем предлагаемых ими услуг (товаров) и их качеством.

    Если в городе уже есть предприятие, которое осуществляет успешную деятельность в определённом направлении, то не стоит открывать аналогичное по качеству и ценовой политике заведение. В этом случае следует обратить своё внимание на другие виды бизнеса или же выбрать предприятие в аналогичной отрасли, но с более высоким качеством услуг и/или цен.

  2. Изучение инфраструктуры города и географических особенностей местности. Для открытия успешного предприятия по франшизе следует изучить:

    • ситуацию с транспортом в городе – какие виды транспорта есть, время их работы, а также есть ли возможность у жителей добираться в новое заведение с разных частей города;
    • состояние дорог и расстояние до ближайших населённых пунктов;
    • расположение предприятий, точек торговли, учебных, культурных и медицинских заведений;
    • особенности ландшафта местности – наличие гор, рек, озёр моря, природных заповедников поблизости и т. п.

    Справка! При наличии особых ландшафтов у местности можно попробовать открыть предприятие с узкой специализацией, так как при отсутствии конкурентов на него будет высокий спрос.

    Например, если город находится рядом с туристическими местами, то можно открыть сувенирную лавку или же магазин снаряжения для альпинизма в гористой местности.

  3. Анализ потребления товаров и услуг в населённом пункте. В него включён комплекс следующих мероприятий:

    • изучение перечня товаров, которые приобретаются чаще всего и услуг, которые наиболее востребованных на данной территории;
    • изучение перечня товаров и услуг, которых нет в городе, и за которыми местным жителям и жителям соседних населённых пунктов приходится обращаться в другие города.
  4. Изучение контингента населения города. Для этого следует определить:
    • размер различных групп населения (пенсионеры, обучающиеся, женщины, мужчины, дети и т. п.);
    • размер целевой аудитории, которая сможет принести выгоду при открытии предприятия по выбранной франшизе – для его определения лучше организовать опрос местных жителей (не менее 1000 человек);
    • количество потенциальных клиентов из близлежащих населённых пунктов.

Подводные камни

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?Как и в любой деятельности, так при открытии предприятия по франшизе, также существует вероятность совершения ошибок молодым предпринимателем. Основными «подводными камнями» при покупке франшиз являются следующие особенности:

  1. Выбор формы договора. Составление договора при покупке франшизы является очень ответственным шагом, от которого зависит защищённость франчайзи. Для подписания договора франчайзинга.

    Внимание! Рекомендуется заключать лицензионный договор или договор коммерческой концессии, так как они предполагают передачу франчайзером во временное пользование франчайзи неисключительных прав на объект интеллектуальной собственности за определённую плату.

    Категорически не рекомендуется подписывать договор купли-продажи или поставки товара, так как покупатель франшизы не становится франчайзи и не имеет полных прав на использование всех её преимуществ. В этом случае франчайзи даже могут заставить выплатить возмещение средств за незаконное использование продукта интеллектуальной собственности, которой является франшиза.

  2. Отсутствие регистрации договором между компаниями–франчайзерами и их франчайзи в Роспатенте. Согласно статическим данным 2/3 франчайзинговых договоров, от общего количества на территории России, являются незарегистрированными в Росреестре.

    Это означает, что, при соблюдении всех условий контракта, франчайзи всё равно остаётся потенциально незащищённым. И при обращении правообладателя в судебные инстанции с просьбой прекратить использовать товарную марку, суд может признать договор недействительным.

  3. Условия контракта. Они должны быть прописаны максимально точно. И следует отказаться от услуг франчайзера в случае обнаружения в условиях соглашения следующих пунктов:

    • термины «франчайзер» и «франчайзи» – данные понятия не используются, так как они не регламентируются ГК РФ, поэтому при заключении франчайзингового договора необходимо использовать понятия «правообладатель» и «пользователь» (или «компания А» и «компания Б»);
    • неустановленная точная цена договора (размеры паушального взноса и ставки роялти) – она может измениться в сторону франчайзера и тогда покупатель франшизы будет вынужнен платить большую сумму; если же цена не установлена вовсе, то в таком случае соглашение становится автоматически недействительным;
    • отсутствующие конкретные сроки и условия регистрации в Роспатенте – это приведёт к отсутствию защиты прав франчайзи;
    • пункт о внесении франчайзи паушального взноса и только после этого подписания договора сторонами – эта схема взаимоотношений применяется только мошенниками, а никак ни серьёзными предпринимателями.
  4. Выбор более дешёвой франшизы при покупке. Начинающему предпринимателю лучше заключить договор с проверенной и известной торговой маркой, даже если она стоит дороже. Так как потребитель предпочтёт посетить знакомое широкому кругу людей место, нежели предприятие, которое открыто по дешёвой франшизе от неизвестного широкой аудитории бренда.
  5. Отсутствие проверки эффективности франшизы перед её приобретением. Такая беспечность принесёт франчайзи потенциальный риск потратить время и деньги впустую.

    Для проверки франшизы следует обратиться к её владельцу, который обязан предоставить список других франчайзи, которые заключили с ним соглашение, статистику их работы за последние несколько лет и информацию о количестве прекращённых договоров.

    Также можно лично узнать всю интересующую информацию у других франчайзи, позвонив или встретившись с ними.

К каким платежам стоит быть готовым?

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?Информация о том, какое количество инвестиций необходимо вложить предпринимателю в бизнес предоставляется франчайзером. Сумма вкладываемых средств зависит от известности бренда, территории распространения и срока действия приобретаемой франшизы.

Выделяют два основных способа оплаты франшизы:

  1. Паушальный взнос. Он является единоразово вносимым платежом, который отдаётся владельцу франшизы за право её использования.
  2. Роялти. Относится к ежемесячным платежам, которые должен отчислять франчайзи владельцу франшизы за её аренду. Размер роялти обычно составляет от 5 до 15% от ежемесячного оборота.

Справка! Паушальный взнос всегда является обязательным платежом. Роялти в некоторых случаях может отсутствовать – это зависит только от контракта на предоставление франшизы.

Гарантии при покупке

Покупка франшизы обязательно должна сопровождаться предоставлением гарантий со стороны франчайзера. Так он сумеет подать большее количество франшиз, а франчайзи будет защищён от потери средств.

Компании, продающие франшизы в основном предоставляют франчайзи следующие виды гарантий:

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?

  • возврат денежных средств в случае невыполнения франчайзером условий договора;
  • компенсационные выплаты или полный возврат средств в случае, если оговорённый результат окупаемости предприятия не был достигнут франчайзи в установленный соглашением срок.

Однако гарантии могут быть аннулированы в случаях, если франчайзи:

  • не были соблюдены правила и принцип действий, прописанных в франчайзинговом договоре;
  • не соблюдались рекомендации, предоставляемые со стороны компании.

Выбор места

Если бизнесмен планирует открытие предприятия по франшизе в небольшом городе, он будет иметь очень хорошее преимущество в виде невысокой стоимости аренды помещения даже в центре города.

При выборе места размещения будущего предприятия следует учесть ряд важных факторов, которые включают в себя:

  • наличие или отсутствие рядом с местом расположения заведений с такой же направленностью;
  • наличие комфортного подхода для людей и подъезда автомобилей;
  • будущее предприятие должно находиться в районе с благоприятным социальным уровнем населения, чтобы исключить возникновение нападений на посетителей и порчи имущества заведения неблагонадёжными лицами;
  • площадь помещения должна быть подобрана в зависимости от количества оборудования, предоставляемого франчайзером или же согласно контракту;
  • к месту расположения должны быть подведены все необходимые коммуникации;
  • подходящая стоимость аренды и взимаемых коммунальных платежей.

Как начать новый бизнес? Какие франшизы выгодно открывать в маленьком городе?Так как многие франчайзеры изначально заинтересованы в правильном подборе помещения, то они могут помочь франчайзи в этом. Особенно, если это предусмотрено условиями контракта.

Подводя итоги можно сказать, что открытие предприятия по франшизе в маленьком городе является довольно перспективной идеей. Она позволит открыть известное заведение, которое уже известно людям и они с удовольствием его посетят, принося тем самым прибыль владельцу. Самым главным в этом деле является грамотный подход к выбору франшизы для предприятия, которого не хватает населению небольшого города.

Видео по теме

В следующем видео рассказано о самых интересных видах франчайзингового бизнеса для маленького города:

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий