Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?

Про франшизы

В современном мире высокой конкуренции пробиться новой организации в сфере бизнеса очень сложно. Появляющиеся компании и учреждения быстро прогорают, не успевая окупить вложенные в них средства. Именно поэтому значительная часть предпринимателей отдает предпочтение франчайзинговым предложениям, которые становятся все популярнее.

Традиционно, перед началом статьи я прошу тебя подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм

Что обозначает франчайзинг простым языком?

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Это смешанная система различных форм ведения бизнеса, при которой крупные организации подписывают договор с небольшими фирмами, позволяя действовать от их имени. После оформления сделки стороны получают соответствующие наименования:

  • франчайзер — это значит правообладатель, предоставляющий лицензию на ведения дел от лица своей корпорации;
  • франчайзи — тот, кто приобретает право развивать собственный бизнес под известным брендом другого владельца.

Справка! Договор коммерческой концессии является лицензией, которая позволяет использовать товарный знак крупной компании, а также их систему ведения дел.

Формы этого ведения бизнеса

Франшиза — это отлаженная система, определяющая четкие представления об условиях ведения бизнеса, которые должны соответствовать прямым требованиям правообладателя. На данном этапе выделяется три различных формы:

  1. Прямой франчайзинг — право на ведение предпринимательской деятельности передается конкретному лицу на одну точку с ограниченной территорией.
  2. Субфранчайзинг — лицензиат предоставляет большую часть своих прав в рамках закрепленной территории новому «партнеру», включая возможность открывать новые точки и заключать договора коммерческой концессии.
  3. Мастер-франшиза — форма полной передачи полномочий правообладателя.

Виды и что означает каждый из них?

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Помимо форм также выделяется несколько видов франчайзинга:

  • Промышленный. Покупатель получает право производить и продавать товары под брендом правообладателя, а также технологии и сырье для изготовления. Отдельно оговариваются требования к продукции, персоналу, объему выпуска и реализации.
  • Товарный. Активно используется в торговом предпринимательстве. Соискатель имеет право продавать товары, выпущенные франчайзером или под его маркой. В договоре прописываются ассортимент, способы внедрения на рынок и другие правила использования бренда. Особенно популярен данный вид в автомобильной нише, в сфере продажи одежды и обуви, а также различной электроники.
  • Сервисный. Договор предоставляет предпринимателю возможность оказывать разнообразные услуги под маркой лицензиата, который, в свою очередь, поставляет оборудование, а также занимается вопросами маркетинга, рекламы и осуществляет контроль за франчайзи.
  • Обратный. Правообладатель передает клиенту право вести бизнес под своим брендом, обеспечивая всеми необходимыми товарами (кроме алкогольной продукции, которая доставляется по отдельному договору). Доход франчайзи получает от процента продаж.
  • Деловой. Франчайзер предоставляет соискателю права и лицензию на организацию бизнеса. В договоре отдельно фиксируются концепция, способы обучения сотрудников, требования к дизайну и униформе. Тщательно отслеживаются слова рекламы, отношения с поставщиками и отчетные документы.

    Важно! Деловой франчайзинг используется в самых разных отраслях и является наиболее популярным среди остальных ввиду высокой устойчивости к кризисам.

История возникновения

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Эксперты называют прародителем франчайзинга Исаака Зингера, основателя известного бренда швейных машинок. Столкнувшись с отсутствием филиалов компании в большинстве штатов Америки, предприниматель начал с 1851 года подписывать договоры с фирмами-партнерами, которые получали право реализовывать продукцию компании.

Это было соглашение, по которому франчайзи также обязывались открывать сервисы по ремонту и обслуживанию машинок.

Схема «товарного франчайзинга» появилась в 1920-е годы. Ее создателями стали оптовые поставщики продукции Drugstores, Spar, Ben Franklin. Они заключали контракты с небольшими магазинами, которые могли работать под их маркой и закупать товары по льготной стоимости.

Современный франчайзинг начал свое развитие в 1950-е годы, когда в США наблюдался бум рождаемости и требовался приток товаров и услуг. Рэй Крок основал McDonald’s и начал продавать право на использование бренда с отлаженной системой ведения бизнеса.

Справка! В Россию франчайзинг пришел только в 1990-х годах. Первые заведения стали открываться в 1996, а с 1997 начала работу Российская Ассоциация франчайзинга.

Рынок услуг

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Франчайзинг активно используется в сфере услуг, которые с каждым годом становятся популярнее. Среди актуальных предложений можно выделить:

  • аренда персонала;
  • поиск недвижимости;
  • сертификация, юридические и бухгалтерские услуги;
  • детские центры;
  • медицинские клиники;
  • фитнес и спорт;
  • микрофинансовые организации.

Наиболее устойчивыми в период кризисов себя показали медицинские отделения, фитнес-центры и компании, занимающиеся кредитованием.

Производство товаров

Франшизы данной категории охватывают практически все сферы жизнедеятельности людей, так как являются главным обеспечивающим элементом повседневности. Они сложнее в организации и управлении, но в то же время имеют готовый рынок сбыта и проверенных покупателей. Наиболее популярны сейчас отрасли в области производства технического оборудования.

Внимание! Необходимо тщательно выбирать франшизу в области производства товаров, так как на рынке каждый день появляется большое количество мошенников и компаний-однодневок.

Критерии выбора

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Прежде чем начинать собственный бизнес, необходимо понять, как именно следует выбирать предприятие для приобретения франшизы и по каким критериям:

  1. франчайзер имеет опыт руководства удаленными объектами;
  2. наличие интеллектуальных разработок;
  3. долгое нахождение на рынке;
  4. хорошая история развития франшизы;
  5. наличие обязательных выплат.

Анализ по открытым ресурсам

Прежде чем заключать договор с правообладателем, необходимо проверить информацию о корпорации по открытым для доступа ресурсам. Не нужно жалеть времени и сил, так как вложенные средства должны работать, а не становиться добычей в руках мошенников.

Какими способами следует воспользоваться:

  • сеть Интернет;
  • связи и знакомые;
  • посещение действующих точек и головного офиса или представительства;
  • узнать отзывы клиентов и сотрудников.

Динамика компании

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Графики расходов и доходов, стоимость акций, имеющиеся судебные издержки — все это покажет, насколько устойчиво организация внедрилась на рынок.

Важно обратить внимание, какое количество партнеров-франчайзи покупают второе, третье и последующие заведения у одного правообладателя. Это главный показатель состоятельности компании и окупаемости вложенных средств. Чем больше точек, тем качественнее и прибыльнее франшиза.

Поддержка партнера

Если правообладатель предлагает минимальную поддержку будущему партнеру, значит он не уверен в своем бизнесе и не готов нести издержки. Наличие полного пакета услуг и данных со стороны лицензиата — доказательство его финансовой состоятельности.

Юридический анализ

После получения предварительного варианта договора следует проверить по открытым базам все указанные в нем наименования, фамилии и контакты. В товарном реестре можно найти интересующий знак и узнать, когда и кем он был зарегистрирован, а также количество лицензионных сделок с ним связанных.

Рейтинги

В сети Интернет можно найти рейтинги франшиз, собранные на основе различных критериев. Это будет способствовать проведению эффективного анализа имеющихся предложений и качественному отбору наиболее подходящих вариантов.

Практика рынка в России

Российское законодательство не использует термин «франчайзинг», хотя сама система уже не первое десятилетие работает на территории страны. Для оформления сделки используются иные формы договоров.

Договор коммерческой концессии

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Согласно этому документу правообладатель обязуется предоставить пользователю исключительную возможность ведения бизнес-деятельности на основе его товарного знака и других субъектов, прописанных в договоре, за определенное денежное вознаграждение.

Сторонами могут выступать как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели.

Лицензионный договор

Это документ, который определяет передачу права на использование разработок, полученных в ходе интеллектуальной деятельности. Субъекты лицензионного договора (оба могут являться физическими лицами):

  • лицензиат — владелец;
  • лицензиар — покупатель/получатель.

Предметом договора выступает любая собственность:

  • товарный знак;
  • фирменный стиль;
  • новые разработки;
  • технологии производства;
  • базы данных и программное обеспечение.

Справка! Лицензионный договор всегда определяет территорию действия права и время предоставления, а также фиксирует способы его использования.

Преимущества

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Данный способ открытия предприятий благоприятно сказывается на развитии экономики страны, так как:

  1. соискатель пользуется проверенными способами ведения бизнеса;
  2. правообладатель имеет базу для развития;
  3. покупатели получают товары и услуги с гарантиями качества;
  4. предоставляются рабочие места населению;
  5. увеличивается приток инвестиций;
  6. улучшается благосостояние общества;
  7. идет активное развитие регионов;
  8. появляется площадка для обучения молодых предпринимателей;
  9. задаются нормы этикета в аспекте ведения бизнеса.

Правообладателя

Если бы правообладатель не имел никаких преимуществ, то никогда не стал бы продавать возможность ведения бизнеса под своей маркой. Что он получит от создания франшизы:

  • рост бизнеса без усложнения менеджмента;
  • нет срочной потребности в дополнительных индивидуальных вложениях;
  • роялти;
  • увеличение продаж;
  • реклама.

Клиента

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Начинающим бизнесменам следует внимательнее присмотреться к имеющимся на рынке предложениям, так как франшизы несут в себе неоспоримый ряд преимуществ:

  1. Использование проверенной бизнес-системы. Показавшая себя с хорошей стороны модель построения предпринимательской деятельности гарантирует эффективность новой точки. Франчайзер не станет продавать права на свой бизнес, пока не убедится в его прибыльности.
  2. Возможность выбора отрасли. Основная информация находится в открытом доступе, поэтому соискатель может выбрать наиболее подходящий для себя способ вложения денег.
  3. Возможность снизить риски. Открывая предприятие под уже известным брендом, предприниматель становится частью «семьи», уже зарекомендовавшей себя на потребительской арене.
  4. Удачный выход на рынок обеспечен. Приобретая успешную разработку, соискатель заранее уверен в том, что его бизнес будет иметь успех. К открытию новой точки франчайзи уже является обладателем подготовленной аудитории.
  5. Минимальные затраты на рекламу и маркетинг. Первоначальная статья расходов на рекламу сведена к минимум, так как франшиза уже проводит всевозможные мероприятия по привлечению клиентов. В данном случае любое упоминание о сети автоматически влияет на все действующие точки.
  6. Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзи получает не только все действующие базы данных от головной компании, но и технологии производства, секретные рецептуры, а также специальное программное обеспечение.
  7. Гарантированная система поставок. Франчайзер снабжает своих партнеров проверенными поставщиками, предоставляет доступ к зарекомендовавшим себя ресурсам и тщательно следит за качеством работы.
  8. Диверсификация. Возможность расширить ассортимент за счет смежных областей, в связи с чем не понадобится самостоятельно искать способы охвата новой аудитории.

Недостатки

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?Главный минус франчайзинга — тесная связь правообладателя и покупателя. Если точка перестает отвечать запросам бренда, это негативно отразится на головной компании.

Если произойдет падение репутации лицензиата, значит и владелец филиала станет пользоваться меньшим спросом.

На что еще следует обратить внимание:

  • франчайзи обязаны подчиняться франчайзеру даже тогда, когда это не приносит дополнительного дохода;
  • ограничение в выборе потенциальных поставщиков;
  • во время оформления сделки клиента-партнера могут лишить возможности открывать другие точки или принимать участие в иного рода предпринимательских проектах;
  • франчайзи почти не влияют на вопросы маркетинга и рекламы.

Слабые места

Хотя документ направлен на защиту сторон, вступающих в соглашение, существует ряд недостатков, которые могут негативно отразиться на будущем сотрудничестве или принятии важных решений:

  • плохая сохранность конфиденциальной информации;
  • неквалифицированные предприниматели дискредитируют бренд без каких-либо компенсаций с их стороны;
  • вышедшие из фирмы партнеры могут открыть собственное дело на основе технологий и разработок франшизы;
  • равная ответственность за качество продукции между франчайзером и франчайзи;
  • продление договора возможно только при обоюдном согласии, как и внесение в него изменений.

Известные компании

Франчайзинг и франшиза. Что значат эти слова простым языком?На данном этапе развития экономики в мире действует огромное количество компаний-франчайзеров, которые распространяют свое влияние в том числе и за границей. Вот ряд примеров, знакомых каждому:

  1. McDonald’s – только 15% от всего количества ресторанов принадлежат корпорации;
  2. Columbia sportswear company — 100% переход на франчайзинг;
  3. Burger King – компания насчитывает около 19 тыс. точек по всему миру;
  4. Адамас — магазин ювелирных изделий входит в список самых дорогих франшиз;
  5. Пятерочка — известные каждому универсамы действуют благодаря лицензиарам, открыто уже около 2000 магазином.

Франшиза позволяет компаниям развиваться за счет вложения дополнительных инвестиций от предпринимателей, которые хотят построить собственный бизнес на проверенной временем основе. Это отнюдь не идеальный способ достижения успеха, но вполне оправданный, предлагающий ряд выгодных преимуществ и гарантий.

Полезное видео

Видео о том, что из себя представляет франшиза и франчайзинг, а также об особенностях такого бизнеса:

Ну и еще раз попрошу подписаться на мой инстаграм (https://www.instagram.com/malovnik). Это будет лучшая благодарность за мой труд. Спасибо!
Подписаться в инстаграм
Оцените статью
Журнал о франшизах и бизнесе
Добавить комментарий